Взыграй же, Русская земля!

Краткая историческая справка: духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Великого поста, заменяя ими мирские песни.
Были люди, для которых исполнение духовных стихов стало профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники. Калики известны с XI века как богатыри на покое. Позднее образ калики трансформировался в калеку нищего, просящего милостыню.
9 апреля в литературно-музыкальной гостиной «Лира» Клязьминской библиотеки прозвучали духовные песнопения и фрагменты былин в исполнении известного музыканта, заведующего отделом музыкального просвещения музея – усадьбы Танеевых в с. Маринино Владимира Завазальского. Его авторская духовно-патриотическая программа «Взыграй же, Русская земля!» включает более дюжины произведений и приурочена к Году культурного наследия народов, а также к 870-летию древнерусского города Стародуба на Клязьме. Владимир Игоревич аккомпанировал себе на истинно народных инструментах – крыловидных 12-струнных гуслях и колёсной лире (первоначальное европейское название – органиструм).
У поэта и ученого ХVIII века, «отца русского стихосложения» Василия Тредиаковского есть «Стихи похвальные России»: «Начну на флейте стихи печалны…». И уже первые звуки флейты захватили внимание публики…
Перед каждым произведением В. Завазальский объяснял его значение и смысл, приводил яркие примеры, рассказывая о событии, авторах-исполнителях и самих инструментах.
«О светло-светлая!», «Грешный человече», «40 калик со каликою», «Микола Можайский»,  «Стих об Алексее Божьем человеке», былина «Богатырская», «Пред Жидове засмущенна…» (колёсная лира), заздравный стих … В каждом  — вечные ценности человеческие, пробуждающие душу. Музыканту удалось передать это слушателям — под занавес он исполнил  «Русь называют Святою» архидиакона Романа Тамберга, растрогав до слез:  
…Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.
Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина —
Святая Родина моя.