В музее-усадьбе Танеевых в селе Маринино Ковровского района 23 марта открылась выставка «Портрет в дворянской усадьбе». Это очередной выставочный проект, реализуемый Историко-краеведческим музеем Ковровского района и московским митрофорным протоиереем Романом Чёлышкиным, уроженцем Ковровского района.
В открытии выставки приняли участие гости из Москвы, Коврова, Доброграда, Малыгино, Иваново и других населенных пунктов Ковровского района, а также из Вязников. Присутствовали руководители различных учреждений образования и культуры, в том числе, школы «Мир» в Доброграде и Вязниковского историко-художественного музея. В качестве ведущей вернисажа выступила директор Историко-краеведческого музея Ковровского района Элла Фролова, а экскурсии по новой выставке провел о. Роман Чёлышкин. Присутствовали преподаватели и юные художники из Малыгинской школы искусств.
На выставке представлено более 50 дворянских портретов, созданных русскими и западноевропейскими художниками XVIII – XIX столетий в разнообразной технике: акварель, гуашь, масло, карандаш, эгломизе. Наряду с дворянскими портретами представлены портреты духовенства — в качестве образцов провинциальной портретной живописи середины XIX века.
Среди картин русских художников, представленных на выставке «Портрет в дворянской усадьбе», несомненно, стоит выделить работы первоклассного акварелиста пушкинской эпохи Петра Федоровича Соколова (1791-1848), ставшего основателем жанра акварельного портрета в России; художника-акварелиста, портретиста и литографа Константина Семеновича Осокина (1801-после 1847); художника-акварелиста, академика Императорской Академии художеств Алексея Ивановича Стрелковского (1819-1914), а также живописцев рокотовской школы XVIII столетия.
Кроме работ столичных художников, на выставке в музее-усадьбе Танеевых можно познакомиться и с творчеством провинциальных живописцев. Несомненный интерес заслуживает «Портрет ротмистра Николая Федосеевича Яцына», помещика села Иваново Судогодского уезда (ныне Ковровского района), созданный одним из лучших художником Сибири Петром Васильевичем Мисюрьевым в 1799 году. На обороте портрета надпись: «1799 Года Ноября 1 числа Писан Сей портрет с Господина Ротмистра Николая Федосеевича Яцына, в Городе Тобольск живописцем Петром Васильевичем Мисюрьевым».
Западноевропейская художественная школа представлена на выставке в Маринино работами немецкого живописца Франца Крюгера (1797-1857), действительного члена Берлинской Академии искусств, известного работами для русского императорского и прусского королевского дворов («Портрет великого князя Александра Николаевича». 1833); немецкого художника эпохи классицизма, мастера портрета Августа Тишбейна (1750-1812) («Портрет Якова Дмитриевича Ланского». 1806); французского художника, миниатюриста Этьена Бушарди (1797-1849) («Портрет Александра Яковлевича Булгакова». 1820-е гг.).
Среди экспонатов выставки необходимо выделить три портрета представителей рода князей Хилковых из стародубской княжеской династии – портрет княгини Елизаветы Никитичны Хилковой, урожденной Зотовой, написанный в 1780-е гг.; портрет графини Прасковьи Александровны Гендриковой, урожденной княжны Хилковой, и портрет княгини Сабины Адамовны Хилковой, урожденной Абрамович, созданные в 1830-е гг. Примечательно, что графиня П.А. Гендрикова — родная сестра Любови Александровны Безобразовой, супруги генерала от кавалерии и генерал-адъютанта Сергея Дмитриевича Безобразова, сына ковровского уездного предводителя дворянства Дмитрия Алексеевича Безобразова. Эти портреты впервые выставляются в нашем регионе и имеют особую ценность для нашего края, как непосредственно связанного с историей Стародубского княжества и князей Стародубских. Любопытно, что княгиня Елизавета Никитична Хилкова и княжна Прасковья Александровна Хилкова, чьи портреты представлены на выставке в музее-усадьбе Танеевых, являются предками в VIII и VI коленах нынешнего министра культуры России Ольги Борисовны Любимовой.
На выставке «Портрет в дворянской усадьбе» представлены не только работы, созданные с помощью художественной кисти и карандаша. Оригинален и уникален экспонат конца XVIII столетия «Сюита камей». Это пять камей, изготовленных цесаревной Марией Федоровной – супругой будущего императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I, в подарок ко дню рождения своей монаршей свекрови Екатерины II.
В центре сюиты изображена Екатерина II в шлеме древнеримской богини Минервы (кстати, в центре родового герба Танеевых, в родовом доме которых проходит выставка, также изображена богиня Минерва). Вверху сюиты – Павел I и сама Мария Федоровна, внизу их сын Александр I и его молодая жена Елизавета Алексеевна.\
Многие изображенные на представленных портретах персоны имеют непосредственное отношение к истории Владимирского края. Например, графиня Мария Романовна Воронцова, по мужу Бутурлина — дочь первого владимирского наместника графа Романа Илларионовича Воронцова, учредившего новые уездные города, включая Ковров и Вязники. А Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова, супруга великого полководца, героя Отечественной войны 1812 года, прямой предок Надежды Илларионовны Танеевой, жены статс-секретаря и композитора Александра Сергеевича Танеева из старшей ветви рода владельцев марининской усадьбы.
На выставке представлен портрет Александра Ивановича Загряжского. Представительница этого рода Александра Николаевна Загряжская была супругой судогодского уездного предводителя Афанасия Федоровича Кайсарова, а их сын Александр Афанасьевич Кайсаров в 1800-е годы занимал пост начальника вязниковской уездной полиции.
На выставке также представлен альбом князя Александра Шаховского 1830-х годов. Не исключено, что это член семейства Шаховских — потомков удельных князей Ярославских, которые владели обширными имениями в Ковровском и Вязниковском уездах в XVIII – XIX веках. Именно у Шаховских во время нашествия армии Наполеона в 1812 году спасался бежавший из Москвы аптекарь Евстафий Иванович Берс — дед жены великого писателя графа Льва Николаевича Толстого.
Сестра обер-прокурора и московского губернского предводителя дворянства Петра Хрисанфовича Обольянинова, чей портрет экспонируется в Маринино, Мария Хрисанфовна была супругой полковника Андрея Дмитриевича Симонова, владельца родового имения ковровского сельца Красная Грива.
Таким образом, изучение биографий и генеалогии изображенных на портретах лиц дополнит историю Владимирского края в целом и позволит воочию увидеть связанных с ним соотечественников минувших веков.
Работа выставки «Портрет в дворянской усадьбе» в Маринино продлится до конца 2023 года, поэтому времени для того, чтобы посмотреть уникальные портреты и предметы старины, предостаточно.
Информация: Музей Ковровского района.